ОБОРОНА ОСТРОВА ХАНКО

Полуостров Ханко — самая южная часть материковой Финляндии Для обеспечения перехода караванов использовались ледоколы, которые с трудом пробивали путь судам. Транспортировка поездами предполагала транзит по югу Финляндии, и в военное время не представлялась возможной. Одним из недостатков Ханко была и его протяжённость — всего 22 километра. Это значило, что военно-морская база полностью простреливалась полевой и корабельной артиллерией. Первые суда прибыли в Ханко 22 апреля, после чего незамедлительно началось строительство инфраструктуры, в первую очередь аэродромов. Одновременно с этим в Гангут были дислоцированы сухопутные подразделения и морские части. В это время финские инженерные войска начали возводить собственную линию обороны — 4 оборонительных рубежа длиной 40 километров.


Оборона острова Ханко
Предшествующие события
Основная статья: Ханко (военно-морская база)

Территория, арендованная СССР у Финляндии. 12 марта 1940 года.
12 марта 1940 года между Финляндией и СССР был подписан Московский мирный договор, завершивший советско-финскую войну 1939—1940 годов. По одному из условий этого договора СССР получил в аренду часть полуострова Ханко (Гангут), включая город Ханко и его порт, и морскую территорию вокруг него, радиусом в 5 миль к югу и востоку и в 3 мили к северу и западу, и ряд островов, примыкающих к нему, сроком на 30 лет для создания на нём военно-морской базы, способной оборонять вход в Финский залив, защищая Ленинград. В целях охраны морской базы Советскому Союзу предоставлялось право содержать там за свой счёт необходимое количество наземных и воздушных вооружённых сил.[1]

Жителям Ханко было отведено 10 дней на то чтобы покинуть город.

2 апреля 1940 года из Ленинграда к Ханко отошёл первый караван судов с грузом, материальной частью артиллерии и другим имуществом. В город прибыло 28 000 советских граждан, из которых 5000 были гражданскими лицами[2].

20 июня 1940 года было утверждено постановление Комитета Обороны при СНК СССР «Об утверждении организации КБФ и мероприятиях по усилению обороны западных районов Финского залива» и намечались меры «для создания организации ПВО на полуострове Ханко и обеспечения строительства береговой обороны на островах Эзель, Даго и южном побережье Ирбенского пролива».

28 июля Главный военный совет ВМФ СССР рассмотрел и одобрил план обороны в Прибалтике и на Ханко, разработанный комиссией И. И. Грена[3] и утвердил план военно-строительных работ по военно-морской базе Ханко. Для его выполнения был создан третий особый строительный отдел (начальник Г. С. Дубовский).

За короткое время советские военные укрепили арендованную территорию Ханкониеми.

По другую сторону границы, за деревней Лаппохья[fi], финские солдаты возвели свою линию обороны[4]. Задачей этой линии Харпарског[5] (фин. Harparskogin linja) (по фронту — 40 километров, в глубину на 12 километров — 4 оборонительных рубежа и ряд отдельных укреплённых позиций) было предотвращение прорыва советских войск к Турку, Хельсинки и Тампере.

В первых числах июня 1941 года состояние военно-морской базы проверяли командующий войсками Ленинградского военного округа генерал-лейтенант М. М. Попов, начальник штаба округа генерал-майор Д. Н. Никишев, командующий Краснознамённого Балтийского флота вице-адмирал В. Ф. Трибуц и представитель военного отдела ЦК ВКП(б) Н. В. Малышев. Прибывшие осмотрели строительство дотов, береговую батарею на острове Хесте-Бюссе и ряд других объектов.[6]

Made on
Tilda